Initial Coin Offering — инновационная область привлечения инвестиций. Неудивительно, что власти государств по всему миру озабочены безопасностью и законностью сделок и первичного размещения токенов. Официальные структуры, контролирующие финансовый рынок, предпринимают шаги по регуляции сферы, что воспринимается fintech-сообществом неоднозначно. Часть участников рынка считают это вмешательством, тормозящим бизнес, прочие инвесторы и предприниматели надеются на уменьшение доли мошенников, повышение надежности сделок и признание криптовалют на государственном уровне.
Регуляторы (национальные банки, комиссии) в разных странах руководствуются общими целями:
Регулирование ICO в национальном масштабе уменьшает число цифровых проектов — на рынке остаются самые надежные, прозрачные, обеспеченные финансами и юридической документацией. Это повышает качество отрасли в целом и максимизирует шансы инвесторов на получение прибыли.
Компании, занимающиеся эмиссией токенов, становится проще выбирать, их документация находится в открытом доступе (это требование большинства регуляторов). Больше шансов, что на рынок «пробьются» стартапы с полезными, ценными идеями, в особенности, если нормы регуляции либеральны и реализуемы на практике.
Большая часть регуляторов в разных странах при составлении условий для кампаний руководствуются нормами FATF и других международных организаций, которые борются с финансированием терроризма и преступным отмыванием денег. Поэтому регулирование, обязывающее компании придерживаться правил AML/CTF и KYC, повышает прозрачность мировой финансовой среды.
У вмешательства регуляторов есть и минусы:
В разных странах к крипто-сфере и ICO относятся неодинаково, от полного непризнания или невнимания до создания полной правовой базы — с правилами регистрации, лицензирования, рекомендациями и регламентами. Ряд юрисдикций в принципе не имеют позиции по Initial Coin Offering — все операции находятся в «серой зоне».
Важно, что позиция властей и регуляторов по поводу криптовалют и ICO часто в корне отлична. Виртуальные валюты контролируются гораздо «слабее» — по токенизированному бизнесу чаще есть хотя бы неофициальная конкретизация. Токены классифицируют как определенные активы, имущество, для процесса их выпуска и продажи разрабатывают алгоритмы. У основателей появляются обязанности, у вкладчиков — право по ним требовать в суде.
В разных странах над профильными законопроектами работают с неодинаковой интенсивностью. Практически полностью регулирование ICO реализовано в США, Сингапуре, Швейцарии, Японии, Эстонии, Канады. В Австралии налоговое управление выпустило рекомендации по выпуску и обороту токенов, разработана нормативная база во Франции, создаются законопроекты в Великобритании, Германии, на Кипре и т.д.
Россия
В РФ при лояльности официальных структур к ICO нет достаточной правовой базы, а на участников рынка накладываются ограничения. Неквалифицированные инвесторы, к примеру, могут вложить не более 5 тысяч рублей.
Америка
США в лице многочисленных регулирующих структур и Комиссии SEC жестко контролируют работу ICO на федеральном и местном уровне. С 2017 года практически все предложения в рамках проектов рассматриваются как ценные бумаги и подпадают под соответствующее законодательство. Компании нужно регистрировать в SEC, раскрывать информацию о бизнесе и участниках, невыполнение приводит к получению судебной повестки.
В Канаде первое ICO зарегистрировали в 2017 году. Страна активно регулирует сферу, в ней действует руководство, по которому токены относятся к имуществу или ценным бумагам, а операции с ним облагаются налогом по ставке для бартерных сделок.
Азия
Азиатский лидер по регулированию токенизированного бизнеса — Сингапур. Там постоянно совершенствуются правила для физических и юридических лиц, регулятор, управление MAS, вносит дополнительные правки, корректирует нормативную базу. Разработан юридический режим для транзакций токенов, работы блокчейн-системы и финансирования через ICO.
Также правовые основы для первичного выпуска токенов есть в Таиланде, где Initial Coin Offering занимается отдельное подразделение регулятора, и на Филиппинах. Там правовые механизмы действуют с 2017 года, и юрисдикцию часто используют для диверсифицированного цифрового бизнеса.
Европа
Существуют общие требования Евросоюза и законодательство на уровне стран. ЕС по отношению к ICO высказывает четкую позицию — любые проекты разрешается проводить только по правилам Директив, направленных на противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма:
Члены ЕС неоднозначны в оценках отрасли. Немецкий регулятор BaFin предупреждает потребителей о рисках, хотя законодательно ICO не запрещены. В Австрии цифровой бизнес контролируется по условиям для финансового сектора, на мальте внедряется национальная блокчейн-стратегия.
Вне ЕС наиболее развито регулирование в Швейцарии. Там для цифровых стартапов создаются льготные условия, ICO поддерживается, под его аспекты скорректирован банковский регламент. Отдельные виды бизнеса нужно лицензировать, действуют общие для Европы требования AML/CTF и KYC.
Регулирование ICO на госуровне осуществляется преимущественно по одной из двух схем. По первой токены приравниваются по смыслу к акциям, а сама кампания — к традиционному IPO по их первичному размещению. Fintech-инвесторы защищены наравне с прочими. Фирмы, эмитирующие монеты, должны придерживаться правил для стандартного IPO:
Вторая регуляторная схема — поэтапное согласование проекта в разных госструктурах, проверяющих отдельные стороны кампании. После одобрения в банковских управлениях, комиссиях по ценным бумагам, лицензирующих и прочих органах выдается разрешение на проведение и определяется регламентирующая ICO нормативная база — акты для краудфантинга, торговли, передачи имущества или нематериальных активов и т.д.
Чтобы упростить схему, юрисдикции задумываются о создании отдельного органа — так токены получат независимый правовой статус и окончательно сепарируются от акций или валют. Это вызовет корректировки законодательства, для ICO понадобится отдельная нормативная база, поэтому предложения пока остаются абстрактными.
Чтобы кампании проводились честно, были прозрачными и легко регулировались, национальные инстанции используют разные методы — определяют права и обязанности, накладывают финансовые ограничения или используют площадки только под Initial Coin Offering.
Простейший путь — составить перечень мероприятий, обязательных к выполнению. Чаще всего это:
Финансовые ограничения чаще всего выражаются в установке верхнего «барьера» для объема привлекаемых денег или вкладываемых средств. Указывается максимально допустимые величины для конкретной кампании или в целом для отрасли, для юридических или частных лиц, инвесторов с разным опытом.
Если ICO регулируется через площадки, аналогичные биржам IPO, все стороны отношений проходят идентификацию личности. Часто выставляется требование по привлечению посреднической третьей стороны, реже — условия, ограничивающие объем вложений.
На практике все меры реализуются, в лучшем случае, частично, а законодательные регуляторные нормы постоянно меняются. Знающий юрист сможет составить для конкретных обстоятельств лучшую стратегию и избежать рисков, связанных с новизной, нестабильностью цифрового рынка.
Квалифицированную поддержку вы найдете в «Прифинанс». Наши финансовые, налоговые, правовые консультанты разработают схему работы и токенизации бизнеса, подберут фискальную модель, корпоративную структуру. Мы возьмем на себя регистрацию фирм для кампании, открытие счетов, лицензирование и все организационные моменты.
Швейцарское законодательство в блокчейн- и fintech-сфере считают одним из самых продуманных, структурированных и современных в мире. Органы власти и финансового контроля постоянно совершенствуют нормы и рекомендации, лояльно относятся к цифровому бизнесу и предлагают криптовалютным стартапам льготные условия и поддержку.
Виртуальный, или криптокошелек, — метод (механизм) предоставления услуг по созданию и сохранению открытых криптоключей. Он дает возможность безопасно пересылать и получать виртуальные (цифровые, нефиатные) средства по интернет-каналам. Кошельки делят по типам хранения — оффлайн («холодный», аппаратный без доступа в Сеть) и онлайн, «горячий», где обычно держат небольшие объемы активов.
Понятие «виртуальные ценности» (virtual currency) используется в отношении цифровых активов, предназначенных для торговли, хранения, передачи и по своим свойствам способные выполнять эти функции. Такие ценности не выступают законными денежными средствами, но физические лица и организации при определенных условиях могут использовать их как платежные инструменты.